TECHNIQUE OF TRAINING КАРАТЭ
AT THE PERFECTION STAGE
1. THE PURPOSES AND TRAINING PROBLEMS
2. THE MAINTENANCE AND TRAINING PRINCIPLES
3. LAWS OF STUDYING OF TECHNICS
4. STUDYING OF TECHNICS OF ACTIONS
The purposes and training problems
Training каратэ - the pedagogical process directed on mastering by knowledge, skills, on physical, intellectual and moral perfection of pupils
Training process includes activity of the teacher-trainer and activity of pupils. These two kinds of activity are closely connected and co-operate among themselves.
Training каратэ has forming character. It inseparably linked with formation of the person (outlook, moral behaviour, development of certain character traits, will, habits and tastes, development of physical qualities).
In training and education of the fighter the supervising role belongs to the teacher. Training, it brings up in спортсменt morally-ethical standard. Develops at it feeling of patriotism, love to work, to the society, friendship, association, develops strong-willed qualities (boldness, resoluteness, initiative, persistence, endurance), character traits - adherence to principles, firmness in overcoming of difficulties, modesty. The teacher achieves from pupils of conscious discipline, brings up habits in observance of a sports mode, a factory hygiene and other useful skills. The person of the fighter is formed in the general educational system: in a family, school and the out-of-school organisations. The healthy and strong collective in which lives, works and trains the fighter, helps formation of the person of the sportsman.
The collective of fighters in section unites round the teacher and it goes. Training каратэ, it brings up at engaged the character traits inherent in the person, achieves, that for the sportsman the moral code was norms of behaviour in a life.
Training process is under construction on the basis of the general laws with application of the special receptions corresponding to features of the studied material, to problems and the training purposes, age of the engaged.
THE PURPOSES AND TRAINING PROBLEMS
Training main objective каратэ is preparation of the sportsman having high achievements in sport and moral qualities, ready to protection, свих relatives and the Native land.
This overall aim in the course of training can be concretised and have a narrow direction: preparation of the fighter-rated sportsman, the trainer or the judge on каратэ. Depending on the put specific goal the collective engaged, united by uniform aspiration also is created.
In collective the teacher aspires to transfer, and engaged to acquire knowledge, the skills necessary for concrete activity.
The training specific goal defines training terms, structure of trainees, the maintenance, methods and modes of study. For achievement of an object in view in the course of preparation of the sportsman-fighter, the trainer or the judge following problems are usually solved:
1) health strengthening;
2) development of physical and strong-willed qualities;
3) mastering of knowledge under the theory каратэ;
4) mastering by technical and tactical actions in каратэ, training to refereeing;
5) perfection of skills. For conducting каратэ in competitions, instruktorsko-methodical skills and refereeing.
The primary goals of training, in turn, include variety of private problems: acquisition of knowledge and abilities by a training and training technique, by rules of competitions to traumatism preventive maintenance etc.
The inculcation problem engaged skills каратэ includes mastering общеразвивающими and special exercises, actions and exercises from other kinds of sports, receptions, protection, difficult technical and tactical actions.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение каратэ складывается из теории и практики. Объем материала по теории и практике определяется программой.
Материал программы распределяется учителем по отдельным занятиям, составляет их содержание и предопределяет форму.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
К основным принципам, в соответствии с которыми строится процесс обучения каратэ, относятся: сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность и прочность.
Сознательность. Учитель должен давать ученику такие знания, которые служат руководством к действию и позволяют им на данном этапе обучения правильно решать стоящие перед ними задачи.
Чтобы обеспечить сознательную деятельность учеников, тренер дает им необходимые знания и добивается их усвоения.
Для этого надо:
1) поставить задачу и разъяснить, что дает ее решение и почему необходимо ее выполнить (при изучении приема объяснить, когда и в каких условиях он может применяться, какого результата можно добиться);
2) указать путь (метод) решения поставленной задачи. Если предлагается изучить прием, то учитель показывает ученику, какие действия и в какой последовательности следует выполнять, чтобы прием получился правильно; в каком направлении ему следует выполнять прием и почему, сколько раз повторить его. Если ставится задача совершенствовать прием, то тренер разъясняет, как должен действовать боец, чтобы прием получился, в спаррингах с атакующим противником;
3) указать средства, с помощью которых ученик может решить задачу. Если поставлена задача, овладеть приемом, надо разъяснить, что избрать для его изучения - партнера, лапы, мешок и т. п. Если требуется совершенствовать прием, то надо указать, какого партнера следует выбрать для спарринга.
После постановки задачи учитель проверяет эффективность усвоения знаний, наблюдая за деятельностью учеников. Если они действуют не так, как нужно, то это означает, что в усвоении приема имеется пробел.
По действиям тренер определяет, что боец не понял и что ему нужно объяснить, чтобы он осознал, как правильно выполнить действие.
Активность. Обучение надо строить так, чтобы боец мог применять полученные знания на практике.
Если боец знает, как действовать, какого результата доби-ваться, какие средства применять для достижения цели, учитель ставит его в условия, при которых ему нужно решить эту задачу. Если задача решается учеником успешно, то это повышает его активность. Невыполненная задача снижает активность, особенно в том случае, когда это невыполнение свя-зано с неприятными чувствами или эмоциями.
Сначала даются простые задания, не требующие больших усилий и длительной работы, затем более сложные, на выполнения которых уходит больше времени и терпения. Давать сложные задания можно только после того, как боец привыкает успешно выполнять более простые задания.
Активность занимающегося учитель развивает путем заданий и систематической проверкой их выполнения. Задания выполняются бойцами самостоятельно во время занятий и вне их.
Учителю следует направлять внимание учеников на творческую работу. Поэтому он дает бойцам задание самим найти правильное решение задачи. Обычно это делается тогда, когда бойцы уже выполняли подобные задачи и учитель показывал им способ их решения. Создавая определенную ситуацию в спарринге, учитель предлагает найти защиту или выход из затруднительного положения. Если боец не может найти выхода, то тренер помогает ему принять правильное решение.
Наглядность. Изучение материала должно строиться так, чтобы у бойцов складывалось правильное и наиболее полное представление о нем. Это возможно в том случае, если учитель образцово его показывает.
При показе действия необходимо соблюдать основное требование - обращать внимание бойца на самое главное. Не следует сразу фиксировать внимание бойца на большом количестве элементарных движений или фаз. Для этого при показе учитель становится так, чтобы ученики хорошо видели ту часть (элемент), на которую он обращает внимание.
Новое лучше воспринимается, если его увязывать с усвоенным ранее. При показе нового варианта приема тренер указывает на те элементы, которые были усвоены раньше.
Такой показ позволяет быстрее создать правильное представление об изучаемом действии. Этому способствуют специальные подводящие упражнения.
Наиболее полное представление о приеме складывается, если:
а) при показе приема объясняют его технические и тактические свойства;
б) создают (показывают) ситуацию, при которой наиболее удобно выполнять изучаемый прием;
в) прием показывают в целом так, как его выполняют в схватках (такой показ имеет целью создать общее представление о приеме);
г) прием показывают по элементам медленно (такой показ имеет целью создать на общем фоне более точное представление о важных элементах приема);
д) прием показывают в целом в таком виде, в каком следует начинать изучение.
Показывать приемы и упражнения надо четко, без лишних движений. Небрежность, неточность может вызвать у учеников неправильное представление о приеме. В результате при его выполнении у них могут появиться ошибки.
Если учитель не может сам образцово показать прием, то он прибегает к помощи спортсмена, владеющего этим приемом, или к кино, фотографиям и рисункам. Эти же средства используются, когда надо показать ошибки или те элементы приема, которые нельзя вычленить.
Если обучение ведется наглядно, то в результате у занимающихся складывается правильное представление о технике и, следовательно, они могут добиваться правильного выполнения изучаемых упражнений и приемов.
Систематичность. Обучение надо проводить по определенной системе, соблюдая последовательность в изложении материала. Учитель определяет систему последовательности действий и содержание работы занимающихся. Для этого следует при обучении учитывать подготовленность учеников и другие условия.
Планируя занятия, надо продумать систему, по которой следует изучать материал и совершенствовать знания, умения и навыки бойцов. Систематичность изучения материала должна быть отражена в учебных планах, графиках и расписании. В этих документах учитель предусматривает последовательность изучения теоретического курса, совершенствование в технике и тактике, выполнение общеразвивающих и специальных упражнений, увеличение нагрузки (объем и интенсивность упражнений), развитие отдельных физических качеств, содержание учебных и тренировочных спаррингов, соревнования, в которых предстоит участвовать бойцам, и т. д.
Весь материал учитель должен расположить в соответствии с требованиями дидактических правил: от простого - к сложному, от легкого - к трудному, от известного - к неизвестному.
При обучении, следует предусматривать регулярность занятий и добиваться хорошей их посещаемости. Постоянный состав групп, стабильное расписание занятий, рациональное чередование занятий, распределение нагрузки в уроке и ряде занятий, сочетание постепенного повышения нагрузки, ее снижения и отдыха - все это создает систему работы, обеспечивающую укрепление здоровья бойца и эффективное повышение спортивных результатов.
Доступность. Надо так построить обучение, чтобы ученики усваивали материал и решали поставленные перед ними задачи. Это возможно только в том случае, если ученики подготовлены к решению этих задач, а изучаемый материал доступен.
Чтобы материал был доступным для учеников, необходима всесторонняя подготовка, которая является основой для достижения высоких спортивных результатов.
Богатство техники и тактики каратэ, бесконечное множество ситуаций, складывающихся в единоборстве с противником, требуют от бойца отличной разносторонней физической подготовленности, высокого уровня работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма.
Спортсмены, имеющие всестороннюю физическую подготовку, быстрее усваивают технику, в сравнительно короткое время приобретают спортивную форму и более продолжительное время удерживают ее, легче переносят большие тренировочные нагрузки и быстрее восстанавливаются после них.
Задача всесторонней физической подготовки, помимо развития физических качеств, нужных бойцу, - обеспечить гармоническое развитие тела, правильные пропорции его.
Учитель в своей работе должен учитывать возраст, состояние здоровья, степень физического развития, тренированность ученика и другие факторы.
Планирование тренировочного процесса и проведение занятий строятся с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Индивидуальные особенности бойцов устанавливаются в процессе изучения данных врачебного контроля, анкетных данных, бесед, предварительных испытаний и наблюдений в процессе занятий.
Надо так строить обучение, чтобы к концу изучения материала или в момент постановки тренером задачи бойцы были подготовлены к ее выполнению. Для этого необходимо в предшествующих занятиях или прямо на уроке провести работу по подготовке к решению последующих задач.
Подготовка к изучению приемов складывается из развития у бойцов физических качеств, с помощью которых ученики должны овладеть необходимым количеством навыков, помогающих усвоению приема. Большую роль для развития физических качеств играют общеразвивающие и специальные упражнения.
При проведении занятий в группе учителю приходится вести работу с бойцами, имеющими различную степень общей и специальной подготовки. Перед тем как приступить к изучению приема, такие бойцы должны выполнять различный объем работы. Подготовке более слабых бойцов надо уделять большее внимание. Для этого им следует давать дополнительные задания как во время занятий, так и вне их.
Для предварительной подготовки к изучению приемов применяются подводящие упражнения.
Чтобы облегчить усвоение приемов, проводят занятия по физической и специальной подготовке, а также планируют уроки по определенной системе.
Прочность. Обучать каратэ надо так, чтобы у занимающихся формировались и прочно закреплялись навыки приемов каратэ. Для этого следует систематически повторять и применять знания и навыки на практике, т. е. в условиях спаррингов. Необходимо прочно закреплять навык выполнения не только отдельных приемов, но и всего спарринга в целом (темп, маневрирование, тактика и др.).
Для прочного закрепления изученного приема учитель может на занятиях организовать своеобразные соревнования и установить специальные правила, которые заставят занимающихся совершенствовать определенные действия, сосредоточивать внимание и усилия на решении поставленной задачи и достижении цели. Следует иметь в виду, что не всегда техника закрепляется в соревновательной обстановке быстрее, чем на обычной тренировке, так как выполнение приемов проходит на фоне большого эмоционального возбуждения, что может привести к ошибкам в техники и травмам. Чем ответственнее соревнование, тем выше возбуждение и сложнее самоконтроль бойца.
Существует большое количество способов закрепления навыков.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ
Спортивная практика выработала атакующие, защитные и контратакующие структуры технических действий.
Атакующие действия являются основными для всего комплекса технических средств.
Приступая к обучению основным техническим действиям, необходимо учитывать физиологические закономерности становления двигательного навыка, закономерности механики, строение организма человека, процессы памяти, мышления и эмоций.
На первом году обучения ведущей задачей является изучение техники каратэ. Оно и определяет содержание занятий: подбор средств и методов физической и тактической подготовки и режим выполнения специальных упражнений.
Выявленные закономерности становления двигательных навыков и длительный педагогический опыт многих учителей и научных работников позволили определить последовательность изучения того многообразия технических приемов, которые существуют в каратэ.
Все приемы делятся на группы. Например, удары ногами, удары руками, блоки руками, блоки ногами - в нижний уровень, в средний уровень, в верхний уровень;
удары и блоки в свою очередь разделяются по уровням выполнения - нижний уровень, средний уровень и верхний уровень;
удары также подразделяются по направлениям их нанесения - прямые, сверху, снизу, сбоку.
В каждой из этих групп имеется наиболее типичный прием - основа структуры, который изучается вначале. В дальнейшем изучают другие варианты основы структуры (приемы данной группы). После изучения наиболее простого приема (основа структуры) легко овладеть и другими приемами из этой группы (вариантами).
Такой перенос двигательного навыка, когда изучение одного приема способствует изучению целой группы приемов, называется положительным переносом.
Однако в практике, если приемы изучаются сразу один за другим, встречается отрицательный перенос. Например, удар ногой ёко-гери мешает изучению удара уширо-гери вертушкой (если эти приемы изучаются сразу один за другим), так как при этом неизбежно возникает грубая ошибка:
- атакующий при повороте к партнеру спиной (в последнем ударе) значительно больше проворачивается корпусом к противнику переводя удар на ёко-гери (увеличивая время необходимое для удара).
Все это необходимо учитывать. Если при усвоении каких-либо приемов наблюдается отрицательный перенос навыков, то такие приемы надо изучать в разное время.
При изучении и закреплении какого-либо нового движения внимание бойца имеет разную направленность. На первом этапе изучения приема внимание направлено на последовательное выполнение каждого отдельного элемента технического действия. По мере повторения всех деталей приема одновременно и при условии правильного выполнения их наступает ослабление внимания к деталям. В результате у ученика вырабатывается умение целостно выполнять прием. Умение провести прием - это способность ученика сознательно выполнять техническое действие с соблюдением определенных требований.
Однако овладения приемом на уровне первоначального умения явно не достаточно. Если боец во время схватки будет обращать внимание на правильное проведение элементов приема, а не на выбор удобной ситуации для его реализации, он не сможет правильно подготовить прием и выполнить его.
Поэтому, как только занимающийся овладеет техникой приведения приема в простых условиях (без действий партнера), необходимо научить его выполнять прием в сложных условиях спортивных спаррингов. Боец должен уметь выполнять прием в удобный момент схватки, не задумываясь над его деталями. Для этого надо, чтобы умение постепенно перешло в навык.
Под навыком понимается действие, выполнение которого благодаря многократному повторению приобрело автоматизированный характер.
Известно, что всякий навык (включая и умение), с точки зрения физиологии, представляет собой сложную, относительно установившуюся систему условно-рефлекторных связей. Становление технических навыков проходит на основе закономерностей образования сложных условных рефлексов.
Образование двигательного навыка представляет собой формирование новой, сложной координационной деятельности нервных центров. Эта координация всегда включает в себя регуляцию как двигательных, так и нервных, секреторных, сосудистых и трофических функций организма, так как при осуществлении координационного двигательного акта требуется согласование не только двигательных, но и всех остальных функций организма спортсмена.
Процесс формирования двигательных навыков опирается на закон дифференцирования.
Выработка дифференцированного торможения способствует устранению сокращения излишних мышечных групп. Быстрота становления двигательного навыка зависит от количества правильно выполненных повторений, предшествующего опыта занимающихся, их физической подготовленности, верного представления о структуре технического действия и содержания занятий.
Известно, что в структуре спортивных упражнений принято различать пространственные, временные и силовые компоненты. При овладении новым движением они усваиваются неодновременно - вначале закрепляются пространственные, затем силовые и, наконец, временные компоненты. Причем все эти параметры навыка тесно связаны и взаимодействуют между собой.
Из практики известно, что даже незначительное изменение внешних условий оказывает сбивающее воздействие на структуру и, естественно, на эффективность выполнения основных движений спортсмена. Практически очень важно, чтобы технические приемы бойца имели определенную устойчивость, не расстраивались при помехах со стороны всех возможных факторов.
Но это не значит, что движение должно оставаться постоянным, оно, естественно, несколько изменяется, но основа структуры его сохраняется. Однако, при максимальных результатах, сохраняют постоянство структуры движения лишь мастера высокого класса. Такое постоянство достигается, с одной стороны, приспособительными механизмами, выработанными в ходе изучения и, особенно, совершенствования технического навыка в различных условиях, а с другой - приспособлением самой основы движений.
Без учета этих положений трудно правильно строить процесс обучения техническим приемам.
Таким образом, учитывая закономерности образования двигательного навыка, при изучении и совершенствовании технических действий, особенно сложных, учитель должен руководствоваться следующим:
I. Проводить предварительную подготовку для лучшего усвоения технического действия.
С этой целью необходимо применять некоторые подводящие упражнения:
1) упражнения, элементы которых сходны по координации движений с изучаемыми техническими действиями в каратэ;
2) упражнения на развитие мышечных групп, принимающих активное участие при выполнении технических действий;
3) упражнения на растягивание и расслабление основных мышц, противоположных тем, которые несут основную нагрузку при выполнении технических действий.
II. Упрощать условия изучения и выполнения технического действия за счет:
1) предварительной специальной подготовки перед освоением и в процессе изучения приема;
2) страховки и помощи при особенно сложных технических действиях;
3) предупреждения основных ошибок, возникающих при выполнении технического действия.
Примерные упражнения будут даны в главе "Упражнения бойца".
III. Последовательно изучать технические действия.
Создав благоприятные условия для изучения технического действия, необходимо приступить к его изучению в следующей последовательности: в подготовительной части урока занимающиеся выполняют подводящие упражнения *; в основной - осваивают прием по частям (с партнером, чучелом, без партнера), объединяя последовательно изученную часть приема с изучаемой; наиболее простые приемы осваиваются сразу в обе стороны; сложные - в привычную сторону до того момента, как они будут выполнены в сложных условиях; затем приемы изучаются в непривычную сторону (обучение приемам в эту сторону начинается также с подводящих упражнений).
В процессе совершенствования технические действия можно повторять в непривычную сторону большее количество раз. Благодаря этому уровень владения техническими действиями в одну и другую сторону становится примерно одинаковым.
* Подводящие упражнения могут быть применены не только в подготовительной части урока, но и в основной, непосредственно перед выполнением части приема или приема в целом.
ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
1. Изучение простых приемов. Для изучения простых технических действий не требуется специальной предварительной подготовки и расчленения их на отдельные элементы. После первого показа занимающийся легко выполнит прием на несопротивляющемся партнере. Однако для того, чтобы занимающийся мог применить простой прием в соревновательной схватке, недостаточно только одного показа и выполнения приема на несопротивляющемся партнере. Необходимо, чтобы прием усваивался последовательно, а занимающиеся имели определенный уровень подготовки.
2. Изучение сложных приемов. Для освоения сложных приемов нужна специальная физическая подготовка и определенная последовательность изучения .
3. Последовательность изучения тактико-технических действий. Изучение приемов. Последовательность изучения приемов каратэ может быть различной.
В настоящее время приняты два основных способа последовательности изучения приемов:
концентрический и линейный. При концентрическом изучении сначала изучают все первые приемы из каждой группы, затем все вторые приемы из каждой группы и т. д. Например, в первом цикле изучают первые приемы из каждой группы, во втором - вторые приемы из этих же групп и т. д.
При линейном построении изучения занимающиеся осваива-ют сначала все приемы из одной группы, затем все приемы из второй группы и т. д.
Концентрическое изучение приемов проводится на занятиях секций, а линейное-на сборах, семинарах тренеров и в специальных физкультурных учебных заведениях.
Изучение защит.
Защиты затрудняют условия для выполнения приема. Поэтому их изучают после того, как достаточно хорошо усвоен соответствующий прием.Изучение приема в сложных условиях поединка (показано в соответствующих разделах методики обучения)
На занятиях в секции обычно не рекомендуют изучать защиту от приемов в том же уроке, где разучивают прием. С приемами защиты знакомят учеников на следующем уроке или в том уроке, где планируют повторение приема. Сначала изучают простые защиты, а затем более сложные.
К простым защитам относятся защиты, связанные с силовым противодействием усилиям атакующего; к сложным - защиты, которые связаны с различными перемещениями (нырки, зашагивания, уходы, забегания и др.). По возможности следует изучать такие защиты, после которых можно переходить к активным действиям, а также стандартные, применяемые против раз-личных атак.
Изучение контрприемов.
К разучиванию контрприемов приступают после того, как ученики овладеют в. схватках защитой от приема, которым атакует противник, и после того, как будет усвоен прием, применяемый в качестве контрприема. Некоторые контрприемы изучаются вместе с защитой. Защита и прием должны быть усвоены бойцом так, чтобы в схватке спортсмен не отвлекался для контроля за выполнением отдельных его элементов, а все внимание сосредоточивал на анализе складывающейся обстановки, предвидении атаки противника и выборе удобного момента для проведения контрприема. Например, контрприем от такого же атаки можно изучать лишь после того, как навык защиты саму контратаку боец станет выполнять автоматически. Следовательно, к разучиванию контр-атак обычно приступают через более продолжительный срок, чем после усвоения соответствующих атак и защиты. При необходимости с контрприемами можно знакомиться и раньше, но тогда их изучение строят так, чтобы атакующий сначала несколько задерживался в положении атаки и этим создавал благоприятные условия для выполнения контрприема.
Тренер должен учитывать, что раннее разучивание защит и контрприемов может помешать занимающимся выполнять и совершенствовать приемы атаки в схватках и в дальнейшем бойцы не будут применять их на соревнованиях.
Изучение комбинаций.
Комбинации приемов изучают после того, как хорошо усвоены приёмы, из которых они состоят, а также когда у партнера укрепится навык защиты от первого приема комбинации и он выполняет ее автоматически. Изучение комбинации раньше, чем у партнера будет выработана стереотипная защитная реакция на атаку, может привести к тому, что эта комбинация не будет получаться в схватке, и в результате атакующий потеряет уверенность в ее эффективности.
Из этого общего правила могут быть исключения.